воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Фонетический анализ текста            Вокализм:

1. Выписать из текста все слова с < ê > и < ô >. Сделать вывод о кол-ве гласных фонем в сильной позиции. 

2. Выписать из текста все слова с < ê > и <а> между мягкими согласными. Сделать вывод о наличии/отсутствии чередований в данной позиции. 

3. Определить тип безударного вокализма после твердых согласных: 

3.1. оканье / аканье; 

3.1.1. полное / неполное оканье; 

3.2. диссимилятивное / недиссимилятивное аканье; 

3.2.1. жиздринское / архаическое диссимилятивное аканье. 

4. Выписать из текста все слова с гласными фонемами неверхнего подъема после мягких согласных в 1-м предударном слоге. Сделать вывод о типе безударного вокализма после мягких согласных. 

5. Отметить особенности произношения гласных в других безударных слогах. 

Консонантизм:

1. Особенности артикуляционной базы говора (ламино-дентальное или апико-альвеолярное произношение переднеязычных согласных) 

2. Характер противопоставления согласных по твёрдости/мягкости

3. Особенности противопоставления согласных по глухости/звонкости

4. Заднеязычные согласные: 

а) фонетическая реализация звонкой заднеязычной фонемы: [г] или [у] в позиции перед гласным; [к] или [х] в конце слова и перед глухим согласным; 

б) наличие / отсутствие прогрессивного ассимилятивного смягчения, какие заднеязычные согласные и в каких позициях подвергаются смягчению. 

5. Губные согласные: 

а) губно-зубная или губно-губная артикуляция звонких несмычных в положении перед гласным; 

б) наличие /отсутствие фонем <ф>, <ф'>; 

в) характер реализации звонких несмычных перед согласным и в конце слова; 

г) твердость / мягкость в позиции перед гласными переднего ряда и на конце слова. 

6. Сонорный <л>: 

а) <л> или <1> в позиции перед гласным; 

б) [л] или [w]  перед согласными и в конце слова; 

в) наличие / отсутствие нейтрализации <в> или <л> / < l >. 

7. Аффрикаты:

а) различение / неразличение аффрикат, если не различаются, то в каком звуке совпали; 

б) если противопоставлены, то какие согласные и по какому признаку (твердость/мягкость или место артикуляции); 

8. Шипящие:

а) качество долгих шипящих; 

б) твёрдость/мягкость кратких шипящих. 

9. Палатальный <j>: 

а) наличие/отсутствие [j] в положении перед [и]; 

б) наличие / отсутствие утраты интервокального [j] и стяжения гласных; 

в) наличие/отсутствие прогрессивной ассимиляции [j] предшествующему зубному согласному. 

10. Особенности позиционных чередований согласных: 

а) наличие / отсутствие прогрессивной ассимиляции по мягкости 

б) наличие /отсутствие ассимиляции в группах [бм] и [дн]; 

в) наличие / отсутствие упрощения сочетаний [с'т1], [ст] в конце слова. 

8 комментариев: